|
Лебедев, Валентин Витальевич
Валенти́н Вита́льевич Ле́бедев (родился 14 апреля 1942, в городе Москва) — советский космонавт, дважды Герой Советского Союза.
Биография
В 1959 году после окончания средней школы поступил в Оренбургское авиационное училище. В 1960 году в связи с сокращением Вооруженных Сил училище расформировали, и Лебедев поступил на факультет летательных аппаратов Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе. Параллельно с учебой освоил профессию летчика: начал с планеров КАИ-12, потом – поршневые самолеты ЯК-18, затем реактивный Л-29 и вертолет МИ-1.
Первое заявление в отряд космонавтов на имя Каманина Н.П. написал, будучи ещё студентом МАИ, в 1963 году, и был рекомендован комсомольской и партийной организациями института.
После окончания института в 1966 г. Лебедев добился направления на работу в знаменитое Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения, возглавляемое С.П.Королевым (с 1979 года – Головное конструкторское бюро НПО «Энергия»), где работал инженером, старшим инженером, старшим научным сотрудником.
В 1967 году в качестве технического представителя головного предприятия ракетно-космической отрасли участвовал в экспедиции на кораблях 8-й поисковой эскадры ВМФ СССР в акваторию Индийского океана для поиска и технического обслуживания космических аппаратов "Зонд" по лунной программе "Л-1". В 1968 году был руководителем группы специалистов в Индии, обеспечивая техническое обслуживание космической станции "Зонд-5", облетевшей Луну и впервые доставившей материалы съёмки на Землю.
Работая в испытательном комплексе, занимался отработкой средств спасения экипажей кораблей "Союз" после посадки на сушу и на воду, участвовал в подготовке к лётно-конструкторским испытаниям кораблей "Союз", "Союз Т", "Прогресс" и орбитальных станций "Салют-4, -5, -6", руководил на Байконуре оперативно-технической группой управления на участке их выведения. В качестве инструктора-методиста готовил на комплексном тренажере в ЦПК экипажи кораблей "Союз-4" – "Союз-9"и экипаж первой орбитальной станции "Салют-1", разрабатывал бортовую документацию по управлению кораблем и орбитальной станцией, методики ручного, автоматического сближения и стыковки КК, выполнения научных экспериментов и исследований.
В 1969 году прошел медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем и получил заключение Главной медицинской комиссии о годности к спецтренировкам.
В 1972 году учился в школе летчиков-испытателей МАП СССР, но в связи с зачислением в отряд космонавтов (решение Государственной межведомственной комиссии и Приказ МОМ № 88 от 22 марта 1972 г.) был отозван на подготовку к космическому полету. В ходе обучения освоил пилотирование самолетов «Миг-15» и «Миг-21». В 1973 году, будучи дублёром, вместе с П.Климуком, по результатам подготовки к полёту решением Госкомиссии были назначены основным экипажем, сумев преодолеть сложившийся тогда подход к праву на полёт не по заранее определенной руководством очередности, а по знаниям и слаженности работы в экипаже и с персоналом центра управления. За успешное выполнение программы научных исследований на корабле "Союз-13" с системой телескопов "Орион-2" Лебедеву были присвоены звания “Летчик-космонавт СССР” и “Герой Советского Союза”. Эта работа положила начало астрофизическим наблюдениям в космосе в ультрафиолетовой области спектра.
После завершения полёта продолжал работать в НПО "Энергия" на должности инструктора-космонавта-испытателя 3 класса. В 1974 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по теме: «Методы построения единого комплекса технических средств для подготовки экипажей космических кораблей и отработки компоновки корабля», в которой обосновал необходимость создания стенда-полигона с использованием унифицированных имитаторов внешней обстановки (звездное небо, трассы полета, сближения и стыковки и т.д.) для приобретения экипажами навыков управления в условиях, максимально приближенных к реальным, и предложил научно-технические решения, которые нашли практическое воплощение.
В 1982 году на космическом комплексе "Союз Т-5" - "Салют-7" – «Прогресс» совершил рекордный, в то время, по длительности 211-суточный космический полет с А. Березовым. За время полёта выполнил обширную программу научно-исследовательских и прикладных экспериментов. За успешное выполнение полёта и достигнутые результаты был награждён вторым орденом Ленина и Золотой медалью “Героя Советского Союза” с присвоением звания инструктор-космонавт-испытатель 1 класса.
Во время двух космических полетов В.В.Лебедевым выполнено более 300 научных экспериментов и исследований в разных областях науки, часть которых является уникальными. Определены характеристики состава атмосферы вокруг станции, измерено поле виброускорений внутри орбитального комплекса, отработаны методы получения сверхчистых биологических материалов, впервые растение "арабидопсис" в условиях космоса прошло полный цикл развития.
По разработанной им методике автономной навигации и управления ориентацией станции была достигнута возможность расчёта географических координат объектов, наблюдаемых вне плоскости орбиты, что позволило со станции "Салют-7" выявить новые кольцевые структуры, разломы, и нанести их на космогеологическую карту страны. В результате удалось уточнить направление поиска нефти и газа в районе Тенгиза и ускорить обнаружение некоторых полиметаллических месторождений на Алтае.
С 1983 года проходил подготовку в группе космонавтов в качестве бортинженера по программе "Буран". В 1985 году, продолжая работать в НПО "Энергия", защитил в МАИ докторскую диссертацию на тему «Методы повышения эффективности научных исследований на орбитальных станциях», в которой впервые выполнил анализ деятельности космонавта в сложной технической среде, оптимизировал структуру бортового комплекса научной аппаратуры и автономных средств управления станцией как систему, обеспечивающую выполнение широкого круга астрофизических и природно-ресурсных исследований с минимальными затратами топлива. Предложил и обосновал целесообразность размещения съёмочной аппаратуры на автономной платформе с внешней стороны станции, что позволяет освободить экипаж от выполнения множества рутинных операций. Участие в космических исследованиях и полученные результаты определили круг его научных интересов, включающий навигацию, астрофизику, физику земной атмосферы, космическое землеведение, геологию. В каждую из этих областей знаний он внёс творческий вклад.
За работу по советско-французской космической программе на ОС «Салют-7» награждён орденом офицера Почётного легиона (Франция). Президент Федерации акробатики СССР (1975 — 1991). Член Национального Олимпийского комитета СССР (1976 — 1991).
Будучи уже космонавтом, в течение нескольких лет с 1975 года, во время своих отпусков, работал на строительстве Байкало-Амурской магистрали в качестве командира студенческого отряда МАИ, за что в 1985 году награждён медалью "За строительство БАМа".
В 1984 году за достижения в области космических исследований был награждён Золотой медалью К. Э. Циолковского, вручённой Академией Наук СССР.
С 1989 года работал заместителем директора Института географии АН СССР по научной работе, исполняя также обязанность руководителя Геоинформационного центра при том же институте. В 1991 году, после преобразования Геоинформационного центра в самостоятельную организацию — Научный Геоинформационный Центр Академии Наук, продолжил работу директора в этой организации. Под его руководством разработана концепция создания и принципы построения региональных геоинформационных комплексов как ядра формирования геоинформационной сети страны (создана теория, математические средства и основные программные модули, позволившие выполнить ряд крупных тематических проектов). Этим он заложил фундамент научной школы в прикладной космонавтике.
26 мая 2000 первым из космонавтов избран член-корреспондентом РАН.
Свои знания и опыт В.В.Лебедев передает студентам, аспирантам, стажёрам, выступая с лекциями, докладами на научных семинарах и конференциях. Результаты его научной работы внедрены в учебный процесс Московского авиационного института. Учебные пособия "Комплексный анализ безопасности полётов" и "Проектирование систем космического мониторинга" используются при курсовом и дипломном проектировании на факультетах МАИ. В студенческом конструкторском бюро при его непосредственном участии были впервые в мире спроектированы и изготовлены малоразмерные спутники "Искра-1", "Искра-3" и лично им экспериментально отработаны в условиях космоса и впервые запущены с борта орбитальной станции.21 июня2006 года решением ВАК В.В.Лебедев утверждён в звании профессора по кафедре «Космические системы и ракетостроение» МАИ.
В 2007 году за большой вклад в развитие науки награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Главная черта в характере В.В.Лебедева – неравнодушное отношение ко всему, за что берётся, доводя дело до положительного результата. Максималист по отношению к себе и окружающим, он считает, что ограничиваться в профессии космонавта только умением выполнять набор пусть даже большого количества сложных операций по обслуживанию, ремонту техники и проведению экспериментов, нельзя. Здесь роль человека должна быть значительно шире предъявляемых ему требований, главное – реализация творческих способностей человека проникать в мир окружающей среды через восприятие, осмысление в сопоставлении с известным, находить новое в знаниях. И, конечно, раскрытие его индивидуальности через преодоление трудностей ради общего успеха и взаимопонимания в экипаже и с Землей. Именно эта личностная способность к космоплаванию и должна определять суть профессии космонавта.
У него есть мечта, чтобы в школах страны, наконец, был введён урок космической географии, так как мы располагаем огромным материалом космической съёмки Земли, а дети продолжают изучать её, не получая целостного представления о ней, как о живой планете. Нет "Образа Земли", не воспитывается географическая культура, так как исторически приучены рассматривать проблемы своего обитания на Земле раздельно, как жизнь того или иного народа, страны, нации... Отсюда местническое восприятие мира и его проблем. Без современной географической культуры, то есть без знаний о месте обитания всех нас, науки о своем большом доме, нельзя формировать мировоззрение людей, чтобы оптимистично смотреть в будущее развития экономики, политики, межнациональных и межгосударственных отношений, если мы собственный дом не видим в целом, а только представляем его, изучая частями.
Награды и звания
Дважды Герой Советского Союза (28 декабря 1973 и 10 декабря 1982)
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 декабря 2007) — за большой вклад в развитие науки и многолетнюю плодотворную деятельность[1]
Два ордена Ленина (28 декабря 1973 и 10 декабря 1982)
Медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали» (1985)
Офицер ордена Почётного легиона (Франция, 1982)
Заслуженный деятель науки Российской Федерации (4 июня 1999) — за большой вклад в развитие отечественной науки, подготовку высококвалифицированных кадров и в связи с 275-летием Российской академии наук[2]
Является почётным гражданином многих городов России и стран СНГ, а также города Форт-Уэрт (США). По предложению НАСА избран почётным гражданином штата Техас (США). Занесён в международную «Книгу рекордов Гиннеса» (1984, с.79). В его честь малой планете, зарегистрированной в международном каталоге под № 10015 = 1978 SА5, по решению Международного Астрономического Союза присвоено имя ValenLebedev (Minor Planet Circular № 60298, 2007 July 30).
Книги и научные работы
Во время полёта на космическом комплексе «Салют-7» — «Союз Т-5» — «Союз Т-7» Лебедев, первый из всех космонавтов, день за днем детально документировал свой полет и написал книгу «Моё измерение», основанную на своих бортовых дневниках космонавта. Эта уникальная книга - документ полностью написанна во время космического полета от старта до посадки.
Некоторые отзывы на книгу:
1) Владимир ГУБАРЕВ, лауреат Государственной премии СССР, автор многочисленных публикаций по космонавтике.
"Дневник Валентина Лебедева — это первая и пока единственная возможность побывать каждому из нас на борту станции «Салют», вместе с экипажем пройти нелегкий путь, именуемый длительной космической экспедицией. Вместе с космонавтами мы чувствуем трудность работы в невесомости, особенности жизни на борту комплекса, когда обстоятельства вынуждают двух людей находиться столь долгое время вместе, наконец, мы впервые видим специфику труда космонавта, и она выделяется в совсем крошечных деталях. Основная работа космонавта — полностью выполнить программу полета, и научный отчет, размером несравненно больший, чем личный дневник, сегодня для специалистов, бесспорно, представляет главную ценность. Но пройдет время, появятся новые эксперименты, космическая техника станет иной, более сложной, и лишь дневник космонавта никогда не утратит своей ценности. Потому что рассказывает дневник о человеке, о его радостях и болях, мужестве и слабости — обо всем том, что волновало людей всегда и везде."
Послесловие Владимира ГУБАРЕВА к книге «Моё измерение»
"Итак, советский этап развития космонавтики по праву может гордиться запуском первого спутника, полетом первого человека в космос, выходом в открытое пространство Алексея Леонова, стартами автоматических станций к Луне, Венере и Марсу и, наконец, "Дневниками" Валентина Лебедева. Не странно ли, что в один ряд я поставил технические достижения и записки космонавта на борту "Салюта"? Нет ли в этом некоего преувеличения в оценке работы человека, с которым связывает давнее знакомство и, если Валентин не возражает, даже теплые дружеские отношения? Вовсе нет! Отбросив в сторону личное, я попытаюсь свое убеждение обосновать и доказать его верность.
В каждом космическом полете испытывался человек, его характер, его судьба. Но мы не знали об этом, лишь догадывались подчас, так как эта область космонавтики всегда была тщательно прикрыта. Это устраивало и создателей техники, и, как ни странно, тех, кто летал в космос, и, естественно, тех, кто отбирал космонавтов в полет. Люди, вернувшись на Землю и получив как должное свои Звезды Героев и соответствующее положение в обществе, старались забыть все неприятное, а тот сонм специалистов, что окружал их по делу и по должности и кто грелся в лучах славы космических героев, тоже был доволен: их выбор всегда верен! Космонавтика на протяжении десятилетий была лишена человеческих страстей, и тем самым она вынесла себе страшный приговор — безразличие. Еще в первые десять лет космической эпохи мальчишки мечтали стать космонавтами, но позже отшатнулись от этой мечты: они почувствовали, что главное в ней не человек, а робот. Это ощущение родилось исподволь, когда идеология и пропаганда настойчиво барабанили везде, что "только идейный, преданный партии человек, мужественный, героический" и так далее способен подняться над планетой, а остальным — от ворот поворот. Плюс к этому: "наша техника самая надежная в мире", "полет прошел штатно", "техника работает по программе" и прочее, прочее. Менялись фамилии, имена, изредка звучало нечто знакомое, уже слышанное, но космонавтика все более становилась безликой. Не произошло ее "очеловечивания", а значит, она лишилась неповторимости. Валентин Лебедев, сам об этом не подозревая (так мне кажется), нанес самый мощный удар по той космонавтике, которая насаждалась в умах поколений. Дневник - жанр особый. Каждый из нас в юности, пытаясь доказать неповторимость своей судьбы, начинал вести дневник, тщательно записывая все, что произошло. Бесспорно, цель одна - оставить потомкам свои размышления о пережитом. Без честности, без беспощадного отношения к самому себе, без беспредельной искренности такие дневники не представляют особой ценности. Максимум, на что они могут претендовать, на любопытство. Но есть еще ощущение потрясения! И именно это чувство я испытал, когда вскоре после возвращения Валентина Лебедева из космоса познакомился с его дневниками, которые он вел в полете. Читая их страницы, невольно чувствуешь себя космонавтом, сравниваешь свои ощущения, мысли и мечты с "лебедевскими" и невольно соглашаешься с его наблюдениями. А иначе и быть не может, потому что дневники предельно честны. До знакомства с дневниками Валентина Лебедева мне казалось, что я многое знаю о космическом полете, будто там сам побывал: все-таки добрых два десятилетия провожал в полет космонавтов, следил за ходом их работы, встречал из космоса. К сожалению, мы подвержены иллюзиям. Дневники Лебедева открывают иной мир, они показывают, насколько велики возможности человека, который вынужден жить и работать в самых невероятных условиях. Поистине, человек космический отличается от человека земного настолько сильно, что даже трудно себе представить, не испытав этого. Лебедев стал посланцем в космосе каждого из нас и сумел об этом рассказать столь откровенно, что мы чувствуем себя его частицей. Валентин очеловечил космос!"
2) Майкл КОШУТТ, автор книги "Кто есть кто в Космосе", Лос-Анджелес, Август 1988
"На борту «Салюта-7», в период с мая по декабрь 1982 г., Валентин Лебедев выполнил свою экстраординарную миссию на орбите 140 миль от Земли, находясь в цилиндре, набитом аппаратурой, кучей проводов, различным оборудованием, который меньше, чем передвижной домик. И даже принимал гостей, в течение 211 невесомых дней и ночей посреди опасностей космоса. Он не только выжил, он прекрасно себя чувствует. В «Дневнике космонавта» мы узнаем не только о триумфе человека, но и о победе технологии. В день, когда человек впервые ступит на красный песок Марса, он отдаст долг памяти таким космонавтам, как Валентин Лебедев."
3) Майлс О'БРАЙАН 18 августа 1999 г. Lakemont, Georgia, Спец. корреспондент CNN, ведущий новостей на телевизионном канале CNN в США, а также корреспондент по космосу на кабельном канале CNN, Miles O'Brien [1]
"Чем больше я читаю про Русских в космосе, тем более я становлюсь восхищен и удивлен тем, что они достигли и как много мы можем изучить из их опыта. Я нахожусь посередине восхитительного, интересного, удивительно правдивого человеческого рассказа опыта жизни в космосе с Русского взгляда «Дневник космонавта: 211 суток в космосе». Это иронично, что, наверное, самый правдивый рассказ о космическом полете от первого лица был написан Советским космонавтом. Но в то время, как ДОС «Мир» входит в последние дни своей жизни, нужно помнить, что Русские первые приобрели почти что 20-летний непрерывный опыт жизни и работы на околоземной орбите, и у них много чего есть нам рассказать. Несмотря на то, что технология Русских возможно Вас не впечатляет, их способность набирать опыт и сохранять его - неоспорима. Прочтите дневник Лебедева и Вы поймете: успех МКС не может быть измерен только технологическими достижениями."
4) Джек КЕРУАН октябрь 1989 г. Помощник редактора Energy Journal и член совета Космического общества Таксона, члена Национального космического общества США (NSS - National Space Society)
«Дневник космонавта» замечателен тем, что это первая книга от начала до конца написанная в космосе и, кроме того, она дает представление о жизни, работе, а иногда и о развлечениях на протяжении длительного полета, невозможного для Шаттлов из-за ограниченного времени их миссии. Космонавт Валентин Лебедев хронологически описывает свою жизнь и своего товарища Анатолия Березового в течение 211 суток, проведенных ими на борту «Салюта 7» между маем и декабрем 1982 года. Отрывки космического дневника Лебедева опубликованы на русском языке в 1983 г. и лишь недавно дневник переведен на английский...В «Дневнике космонавта» техника, психология переплетены с некоторой долей философии, обращенной к Земле. Книга наполнена восхитительными и неожиданными подробностями происходящего в космосе. Если не считать кратковременных посещений другими космонавтами, Лебедев и Березовой почти все время были на станции одни. Что особенно интересно в дневнике, это как они работали вместе, иногда были розы, иногда шипы, но дело никогда не страдало. Дневник космонавта» ценен не только откровениями космонавта, но также и тем, что можно узнать о советской космической программе. Абсолютно ясно, у Советов есть долгосрочные космические цели, поставленные всерьез вплоть до «поселений в космосе». Может быть, еще важнее впечатление, что в любой длительной операции на этом пути, например, в полете на Марс, Соединенные Штаты окажутся в роли младшего партнера. Возможно, что Советы с уже приобретенным опытом продолжающихся длительных космических полетов пригласят американцев не только в качестве участников экспедиций посещения."
Лебедев В.В. является автором 157 научных работ, в том числе девяти монографий и 26 изобретений.
Семья
Супруга – Лебедева Людмила Витальевна (1943 г. рожд.), инженер, в настоящее время пенсионерка. Сын – Лебедев Виталий Валентинович (1972 г. рожд.), юрист и экономист. Имеет внука и внучку. Живет и работает в Москве.